Размер шрифта Цветовая схема

Инфраструктурные проекты

Об индустриальных парках

Федеральный закон № 488-ФЗ от 31 декабря 2014 года «О промышленной политике в Российской Федерации» обозначил индустриальные (промышленные) парки в качестве одной из основных форм территориального развития промышленности.

Национальный стандарт ГОСТ-Р «Индустриальные парки. Требования» определяет индустриальный (промышленный) парк как управляемый специализированной управляющей компанией комплекс объектов недвижимого имущества, который:

  • состоит из земельного участка (участков) с производственными, административными, складскими и иными зданиями, строениями и сооружениями;
  • обеспечен инженерной и транспортной инфраструктурой, необходимой для создания нового промышленного производства;
  • обладает необходимым правовым режимом для осуществления производственной деятельности.

В качестве специализированной управляющей компании может выступать юридическое лицо, управляющее созданием, развитием и функционированием индустриального парка, выручка которого от указанной деятельности составляет не менее 80 % от общего объема реализованных товаров и услуг. При этом, она не может быть резидентом индустриального парка.

В свою очередь, резидентом индустриального парка является организация (индивидуальный предприниматель), заключившая со специализированной управляющей компанией договор аренды или купли-продажи земельного участка, здания (или их частей), которые находятся в границах индустриального парка, и осуществляющая (или намеревающаяся осуществлять) на территории парка производственную деятельность.

Индустриальные парки, как формат развития промышленной инфраструктуры, получили большое распространение в мире. Становление этой отрасли началось в начале ХХ века с ведущих государств Европы и США. Тогда же сложилось разделение индустриальных парков на два основных типа.

  • Индустриальный парк типа «Гринфилд» (Greenfield) — парк, созданный на ранее незастроенном земельном участке, как правило, не обеспеченном на момент начала реализации проекта инженерной и транспортной инфраструктурой. «Гринфилд»-парки выступают площадками консолидации передовых, высокотехнологичных производств.
  • Индустриальный парк типа «Браунфилд» (Brownfield) — парк, созданный на основе ранее существующих предприятий или производственных объектов, обеспеченных инженерной и транспортной инфраструктурой, в отношении которых проводилась, или проводится реконструкция и капитальный ремонт. «Браунфилд»-парки берут на себя функции поддержки и развития малого и среднего бизнеса на локальном уровне.

По данным Геоинформационной системы индустриальных парков, технопарков и промышленных кластеров России на начало 2016 года зарегистрировано 155 действующих и создаваемых индустриальных парков, а также 35 промышленных технопарков:

  • 70% индустриальных парков относятся к типу «гринфилд»
  • 30% — к типу «браунфилд».

Основная доля индустриальных парков расположена в пределах трех федеральных округов — Центрального, Северо-Западного и Приволжского.

Лидирующие позиции занимают четыре региона: Московская область, Республика Татарстан, Ленинградская и Калужская области. На их территории в 2015 году зарегистрированы 49 индустриальных парков (30% всех российских площадок).

Это обусловлено выгодным сочетанием комплекса факторов. В их числе:

  • высокая плотность населения,
  • развитая энергетическая и транспортно-логистическая инфраструктура,
  • сосредоточение объектов промышленности и необходимого квалифицированного персонала.

Индустриальные парки являются гибким инструментом для реализации задач освоения производства инновационной промышленной продукции и увеличения выпуска продукции с высокой долей добавленной стоимости. Этому способствует:

  • наличие свободных площадей с готовой инфраструктурой для запуска проектов,
  • возможность локализации проектов в существующие технологические цепочки (среди действующих парков есть площадки, специализирующиеся на металлургии и станкостроении, машиностроении и металлообработке, химико-технологической и фармацевтической промышленности, радиоэлектронике).

С началом реализации в 2014 году подпрограммы «Индустриальные парки» государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности», потенциал индустриальных парков как эффективного инструмента реализации промышленной политики может быть раскрыт в наиболее полном объеме.

О промышленных кластерах

Федеральный закон № 488-ФЗ от 31 декабря 2014 года «О промышленной политике в Российской Федерации» определил создание промышленных кластеров в качестве нового инструмента территориального развития промышленности.

Промышленный кластер — совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей — участников промышленного кластера), связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости, производящих промышленную продукцию и размещенных на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации.

Методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение промышленного кластера, а также формирование программы его развития осуществляет специализированная организация промышленного кластера — коммерческая или некоммерческая организация.

Каждый промышленный кластер должен быть обеспечен необходимой технологической инфраструктурой — комплексом специализированных зданий, строений и сооружений, в том числе:

  • технологическим инкубатором;
  • инфраструктурой для промышленного дизайна и прототипирования, оказания инжиниринговых услуг, организации производства и доступа к системам снабжения ключевых потребителей:
  • а также оборудованием для оснащения лабораторий, инновационно-технологических центров, центров промышленного дизайна и прототипирования, центров трансферта технологий и иных объектов, необходимых участникам промышленного кластера.

Ключевые особенности кластера — распространение инноваций на всю цепочку создания стоимости и наличие единого логистического окна для взаимодействия с внешней средой.
Условия производства в рамках кластера создаются за счет специально подобранного сочетания природных и человеческих ресурсов, ресурсов капитала, физической, административной и научно-технологической инфраструктуры. Эти условия выступают фундаментом специализации кластера и качества его конечной продукции.
Связанные и вспомогательные отрасли обеспечивают внедрение инноваций по линии производства комплектующих и технологического оборудования, что делает предприятия кластера более конкурентоспособными.

При этом при создании кластеров, необходимо учитывать особенности каждого региона, его конкурентные преимущества — простое их копирование будет неэффективным. Развитие кластеров позволит увязать развитие промышленности в отдельном регионе и масштабные проекты страны.

В настоящее время, в рамках реализации кластерной политики, Минпромторгом России отрабатываются организационные, нормативно-правовые и методические подходы к стимулированию создания и развития промышленных кластеров. Постановлением Правительства России № 779 от 31 июля 2015 года определены требования к промышленным кластерам, претендующим на применение мер государственного стимулирования и закрепляются организационные процедуры подтверждения статуса промышленного кластера.

28 января 2016 года Правительство России постановлением № 41 утвердило правила предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения. Постановление было подготовлено Минпромторгом России в соответствии с Федеральным законом № 488-ФЗ от 31 декабря 2014 года «О промышленной политике в Российской Федерации».

Субсидии будут предоставляться по результатам проведения отбора при соответствии проекта промышленного кластера ряду критериев. В частности, к пятому году с начала реализации он должен обеспечить 15-ти процентный рост числа высокопроизводительных рабочих мест, а также достижение одного из предусмотренных правилами целевых показателей. Ключевые из них — снижение затрат на закупку комплектующих у сторонних организаций (в том числе зарубежных производителей), и увеличение доли компонентов конечной продукции кластера, произведенных организациями-участниками кластера.


В соответствии с постановлением Правительства России № 709 от 29 июля 2014 года ключевым критерием, на основании которого городской округ, или городское поселение признается монопрофильным муниципальным образованием (моногородом) является наличие градообразующего предприятия — организации (или нескольких организаций):

  • которые осуществляют один и тот же вид деятельности, либо заняты в едином производственно-экономическом процессе
  • численность работников которых достигает 20 процентов среднесписочной численности работников всех организаций, действующих на территории данного муниципалитета.

Как правило, инфраструктура моногородов приспособлена под цели градообразующего предприятия и не предназначена для обслуживания диверсифицированной экономики.

В зависимости от социально-экономической ситуации моногорода могут быть отнесены к трем категориям, которые определены вышеназванным постановлением Правительства России.

В настоящее время в 62 регионах России насчитывается 319 моногородов. Из них 99 — моногорода с наиболее сложным социально-экономическим положением, которые расположены в 33 субъектах Российской Федерации.

Практические мероприятия по контролю состояния и поддержке моногородов сведены в Комплекс мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности территорий моногородов (далее — Комплекс мероприятий), утвержденный Председателем Правительства России 19 августа 2014 года № 5307п-П16. В соответствии с ним:

  • Минпромторгом России ежеквартально проводится мониторинг состояния градообразующих предприятий, расположенных в моногородах на предмет оценки их текущего состояния, перспектив и возможного негативного влияния на общее состояние моногорода.
  • Минпромторгом России также осуществляется оценка объемов расходования бюджетных средств по различным направлениям, в том числе отраслевым, прямо или косвенно содействующих развитию моногородов. Отмечается рост объемов государственной поддержки предприятиям, расположенных в моногородах по всем отраслям промышленности.
  • Ведется активная работа в рамках Рабочей группы по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. В рамках Рабочей группы рассматриваются инвестиционные проекты по созданию новых производств, не связанных с основной деятельностью градообразующего предприятия.

В 2014 году была создана некоммерческая организация «Фонд развития моногородов», предметом деятельности которой являются:

  • софинансирование расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в целях реализации мероприятий по строительству и (или) реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для запуска новых инвестиционных проектов в моногородах,
  • содействие в подготовке и участие в реализации новых инвестиционных проектов в моногородах.

Фондом развития моногородов заключено 17 генеральных соглашений с 11 регионами о сотрудничестве по развитию моногородов. В период 2015-2017 годов на финансирование создания объектов инженерной инфраструктуры Фондом развития моногородов предполагается направить порядка 22 млрд рублей, что составляет 74% от всего объема финансирования.

Эти меры государственной поддержки должны содействовать:

  • привлечению инвестиций путем реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов,
  • созданию новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих организаций,
  • формированию условий для обеспечения в моногородах стабильной социально-экономической ситуации.


В настоящее время в России в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации, реализуется свыше ста приоритетных инвестиционных проектов. Их основной целью является создание новых центров социально-экономического развития (точек регионального экономического роста) и сети территориально-производственных и туристических кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий федеральных округов.

Минпромторг России осуществляет мониторинг реализации 30 приоритетных инвестиционных проектов, отнесенных к сфере ведения министерства, в числе которых:

4 проекта Перечня приоритетных инвестиционных проектов в Дальневосточном федеральном округе, утвержденного Правительством Российской Федерации 30 мая 2013 г. № 3006п-П16;

6 проектов Перечня приоритетных инвестиционных проектов в Южном федеральном округе, утвержденного Правительством Российской Федерации 30 августа 2011 г. № 4447п-П16;

4 проекта Перечня приоритетных инвестиционных проектов в Приволжском федеральном округе, утвержденного Правительством Российской Федерации 14 февраля 2011 г. № 565п-П16;

4 проекта Перечня приоритетных инвестиционных проектов в Центральном федеральном округе, утвержденного Правительством Российской Федерации 8 июня 2011 г. № 2696п-П16;

5 проектов Перечня приоритетных инвестиционных проектов в Северо-Западном федеральном округе, утвержденного Правительством Российской Федерации 7 февраля 2012 г. № 476п-П16;

7 проектов Перечня приоритетных инвестиционных проектов в Уральском федеральном округе, утвержденного Правительством Российской Федерации 10 ноября 2011 г. № 5724п-П16.


Геоинформационная система индустриальных парков, технопарков и промышленных кластеров (ГИСИП) разработана в 2014 — 2015 годах по заказу Минпромторга России.

Цель создания ГИСИП — на основе лучших мировых практик презентации инвестиционных проектов представить потенциальным резидентам и инвесторам, а также неограниченному кругу пользователей исчерпывающую информацию о проектируемых, создаваемых и действующих индустриальных парках, технопарках и промкластерах, их обеспеченности промышленной, коммунально-энергетической и транспортно-логистической инфраструктурой.

Благодаря интеграции на одной платформе качественных технических решений, продуманной методологии работы с информацией, интуитивно понятному интерфейсу система упрощает инвесторам и резидентам процесс оценки экономических условий для реализации проектов, обеспечивает удобство анализа площадок для размещения производств. Материалы основных разделов ГИСИП доступны для пользователей, говорящих на самых распространенных языках мира: русском, английском, китайском и испанском.

В основе формата ГИСИП — интерактивные карты Российской Федерации: спутниковая, географическая, кадастровая, — с послойно «привязанной» к ним информацией о регионах и их транспортно-логистической инфраструктуре, площадках индустриальных парков, технопарков и промышленных кластеров.

Работая с публичным разделом системы, каждый посетитель может:

  • увидеть объекты производственной инфраструктуры, удаленные на тысячи километров;
  • оценить их расположение относительно кадастровых границ земельных участков, транспортных коммуникаций, таможенных постов;
  • измерить расстояние одновременно до нескольких географических пунктов;
  • наглядно, с использованием цветовой градации на карте, оценить степень развития региона по ключевым параметрам;
  • «скачать» в виде специально сформированных документов паспорта и презентации отдельных индустриальных парков и регионов, а также сводную статистику по развитию индустриальных парков, технопарков и промышленных кластеров в России.

Таким образом, обратившись к ГИСИП потенциальный инвестор, или резидент получает в режиме «единого окна» значительный объем информации, которая необходима для принятия решения о выборе региона, или конкретной площадки, наиболее соответствующей требованиям к реализации производственного проекта.

Информация обо всех индустриальных парках, технопарках и промышленных кластерах России будет внесена в ГИСИП в 2016 году. В дальнейшем она будет актуализироваться при непосредственном участии представителей индустриальных парков, технопарков и промышленных кластеров, обладающих ключами доступа к соответствующим разделам системы.

В 2015 году решением оргкомитета Всероссийской интернет-премии «Прометей» Геоинформационная система индустриальных парков, технопарков и промышленных кластеров признана лауреатом в номинации «Власть и государство», как лучший интернет-проект России прошедшего года.

В долгосрочной перспективе результатом действия ГИСИП станет не только представление информации о промышленной инфраструктуре, но и содействие в повышении открытости для инвесторов и инвестиционной привлекательности регионов в международном масштабе.

123317, г. Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2
Сообщить об ошибке
Нашли ошибку на сайте?
Выделите ее и нажмите
Ctrl+Enter