Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта.Обновить мой браузер

Размер шрифта Цветовая схема

Уведомления

  • Индия начала пересмотр антидемпинговой меры на горячекатаный прокат
Показать все

FAQ

Под торговым барьером понимают препятствие для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в ходе торговли с другими государствами. Торговые барьеры могут проявляться в следующих формах:
  • повышенные импортные тарифы и сборы;
  • меры защиты рынка: антидемпинговые, компенсационные, специальные защитные меры в форме соответствующих пошлин;
  • технические барьеры;
  • санитарные и фитосанитарные меры;
  • нетарифные барьеры;
  • административные барьеры;
  • санкционные ограничения;
  • ограничения, связанные с участием в процедурах государственных закупок;
  • иные меры.
Если участник внешнеторговой деятельности столкнулся с торговым барьером, то в первую очередь необходимо уточнить правовую природу данного барьера и то, какие меры может предпринять компания самостоятельно для минимизации негативных последствий и преодоления торгового барьера.

Кроме того, участник внешнеторговой деятельности может направить соответствующую заявку в Минпромторг России или в Торговое представительство Российской Федерации, расположенное в государстве, на территории которого участник внешнеторговой деятельности столкнулся с барьером (соответствующие формы для обращения размещены на официальных сайтах Торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах).
В соответствии с Положением о Торговом представительстве Российской Федерации в иностранном государстве, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2005 № 401, в число функций Торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах входят выявление в государстве (государствах) пребывания барьеров для осуществления экспорта российских товаров, услуг, инвестиций, объектов интеллектуальной собственности и подготовка предложений о мерах по их устранению, оказание содействия российским участникам внешнеторговой деятельности в преодолении таких барьеров, а также оказание информационной и консультационной (в том числе правовой) поддержки российским участникам внешнеторговой деятельности по вопросам доступа на рынки государства (государств) пребывания.

Минпромторг России координирует работу Торговых представительств Российской Федерации, в том числе в части рассмотрения обращений о наличии торговых барьеров, и, при необходимости, подключается к работе по данному направлению.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 Положения о Минпромторге России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 438 «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» Минпромторг России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по поддержке экспорта промышленной продукции, обеспечения доступа на рынки товаров и услуг.
Гражданин или организация могут обратиться в Торговое представительство Российской Федерации в иностранном государстве или Минпромторг России за содействием, в том числе по вопросам обеспечения доступа на рынки товаров и услуг, преодоления торговых барьеров.

В случае обнаружения торгового барьера участник внешнеэкономической деятельности может заполнить соответствующую заявку на официальном сайте Минпромторга России или соответствующего Торгового представительства Российской Федерации ). Заявка должна содержать достаточные сведения для первичного анализа ситуации, в том числе подробное описание возникшей проблемы и контактные данные заявителя для обратной связи.

Обращаем внимание, что направленные таким образом обращения в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не являются обращениями граждан.
На вопрос соответствия конкретного торгового барьера обязательствам государства-члена в ВТО нельзя ответить однозначно.

Многие торговые барьеры, в частности меры таможенно-тарифного регулирования, а также меры защиты рынка (антидемпинговые, компенсационные, специальные защитные), при условии соблюдения процедуры их введения и соответствия их обязательствам страны, их вводящей/применяющей, в ВТО, могут не противоречить правилам данной организации. Вопрос о соответствии той или иной ограничительной меры иностранного государства нормам ВТО и национальному законодательству должен рассматриваться с учетом всех обстоятельств конкретной ситуации.

Вместе с тем, фундаментальными принципами функционирования ВТО являются режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), под которым в общем смысле понимается предоставление одним государством товарам другого государства таких же преимуществ, которые уже предоставлены или будут предоставлены аналогичным товарам третьего государства, а также национальный режим, в соответствии с которым внутренние налоги и другие внутренние сборы, законы, правила и требования, затрагивающие внутреннюю продажу, предложение о продаже, покупку, перевозку, распределение или использование товаров, и внутренние правила количественного регулирования, требующие смешения, переработки или использования товаров в определенных количествах или долях, не должны применяться к импортированным или отечественным товарам таким образом, чтобы создавать защиту для отечественного производства. Проще говоря, национальный режим предполагает недискриминацию иностранных товаров по сравнению с национальными. 
Антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры представляют собой допустимый с точки зрения правил ВТО механизм противодействия возросшему и (или) недобросовестному импорту, направленный на устранение ущерба или угрозы его причинения национальной отрасли промышленности и создание справедливых условий конкуренции.

Антидемпинговые меры могут применяться в связи с демпинговым импортом на таможенную территорию государства и/или объединения государств. Компенсационные меры вводятся в связи с субсидируемым импортом на таможенную территорию государства и/или объединения государств. Специальные защитные меры применяются в связи с возросшим импортом на таможенную территорию государства и/или объединения государств.

Соответствующие меры защиты рынка можно применять, если:

- доказано наличие факта демпинга, субсидирования или значительного роста объемов импорта;
- нанесен ущерб или имеется угроза нанесения ущерба (серьезного ущерба для целей специальных защитных мер) национальной отрасли промышленности;
- выявлено наличие причинно-следственной связи между импортом (демпинговым, субсидируемым или возросшим) и ущербом или же угрозой ущерба (серьезным ущербом или угрозой серьезного ущерба применительно к специальным защитным мерам) для национальной промышленности.
Прежде всего, участнику внешнеторговой деятельности необходимо определиться будет ли он участвовать в расследовании. Если будет принято положительное решение, то необходимо пройти процедуру формальной регистрации в качестве заинтересованной стороны в расследовании в сроки, установленные органом, проводящим расследование.

Кроме того, необходимо получить доступ к материалам расследования, в первую очередь запросить копию или электронную версию заявления национальной отрасли промышленности о проведении расследования.

Крайне важным является соблюдение сроков, установленных органом, проводящим расследование (к примеру, таких, как срок регистрации в качестве заинтересованной стороны в расследовании, срок подачи письменной позиции на материалы расследования, срок регистрации в качестве участника публичных слушаний).

Как правило, орган, проводящий расследование, направляет вопросники импортеру, на которые необходимо предоставить информацию в установленный срок. Экспортер-участник защитного расследования в рамках данной процедуры имеет право отстаивать свои интересы, направляя письменные комментарии и замечания на материалы расследования. Орган, проводящий расследование, может также принять решение о проведении проверочного визита (при наличии согласия компании).

Кроме того, целесообразно установить контакт с контрагентами-потребителями продукции, в отношении которой проводится защитное расследование, и привлечь их к участию в расследовании на своей стороне. Потребители продукции традиционно не заинтересованы в повышении цен, и могут выступить с аргументами против введения, к примеру, антидемпинговой пошлины.

Российский участник внешнеторговой деятельности также может обратиться в Минпромторг России за необходимой консультационной поддержкой.
Как правило, участие экспортера в защитном расследовании дает возможность отстоять свои интересы на соответствующем рынке и попытаться добиться неприменения или снижения размера антидемпинговой, компенсационной или специальной защитной пошлины по результатам расследования либо введения соответствующей защитной меры в менее ограничительной форме (к примеру, в форме квоты или ценовых обязательств).
Предприятие может зарегистрироваться в качестве участника расследования, однако сделать это необходимо в сроки, указанные органом, проводящим расследование (как правило, такая информация указывается в уведомлении о начале соответствующего расследования).
Минпромторг России совместно с Минэкономразвития России участвуют в антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных расследованиях, формируя позицию российской стороны в рамках данной процедуры.
В Соглашении ВТО по применению Статьи VI ГАТТ 1994 г. (Антидемпинговое соглашение) термин «демпинг» определен как поступление товара на рынок другой страны по цене ниже его нормальной стоимости в стране экспорта. Если демпинговые поставки наносят или угрожают нанести ущерб национальному производителю, государство вправе применить антидемпинговую меру для выравнивания условий на внутреннем рынке.

Антидемпинговые меры применяются в виде антидемпинговой пошлины, которая рассчитывается на основе демпинговой маржи, являющейся разницей между экспортной ценой и нормальной стоимостью товара. Такая антидемпинговая пошлина прибавляется к иным взымаемым в стране-импортере пошлинам, таким, как, к примеру, ввозная таможенная пошлина. Меры могут применяться также в форме ценовых обязательств, которые экспортеры могут добровольно взять на себя с целью недопущения введения антидемпинговой пошлины.
Товар рассматривается как являющийся предметом демпинга, то есть как поступивший на рынок другой страны по цене ниже его нормальной стоимости, если экспортная цена данного товара, экспортированного из одной страны в другую, ниже сравнимой цены, устанавливаемой в рамках обычного хода торговли на аналогичный товар, предназначенный для потребления в экспортирующей стране.
Таким образом, продажа товара на экспорт по цене дешевле, чем ее продают национальные производители страны-импортера, не обязательно будет рассматриваться как демпинговый импорт.
Показать все

Контакты

Направить соответствующее обращение в торговое представительство Российской Федерации можно на официальном сайте торгового представительства в конкретной стране.         
Контактные данные торговых представительств

Адрес
125039, г. Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2 (Башня 2) — экспедиция
Ромазина Александра Андреевна Начальник отдела мер защиты рынка
Гончаров Роман Андреевич Заместитель начальника отдела мер защиты рынка
Пляшкевич Кирилл Леонидович Советник отдела мер защиты рынка
+7 (495) 870-29-21 доб. 28635
Гуляшова Вероника Сергеевна Консультант отдела мер защиты рынка
+7 (495) 870-29-21 доб. 28630
Володин Святослав Игоревич Главный специалист-эксперт отдела мер защиты рынка
+7 (495) 870-29-21 доб. 28597
125039, г. Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2
Сообщить об ошибке
Нашли ошибку на сайте?
Выделите ее и нажмите
Ctrl+Enter