Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта.Обновить мой браузер

Размер шрифта Цветовая схема
8 (495) 539-21-66
125039, г. Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2

Тарифное регулирование

Таможенно-тарифное регулирования является одним из основных инструментов регулирования внешней торговли и заключается в установлении и корректировке ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин.

При ввозе товаров на территорию Евразийского экономического союза применяются единые ставки ввозных таможенных пошлин, которые установлены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 «Об утверждении единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза».

Ставки ввозных таможенных пошлин

Вывозные ставки таможенных пошлин применяются государствами-членами в одностороннем порядке и в России устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

В настоящее время в соответствии с тарифными обязательства Российской Федерации в рамках Всемирной торговой организации установлены максимально возможные к установлению ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин (уровень связывания). Установление ставок таможенных пошлин выше этого уровня будет являться нарушением обязательств Российской Федерации в ВТО и основанием для обращения заинтересованных государств-членов ВТО в Орган по разрешению споров ВТО. Уровень связывания указан в Протоколе о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года, подписанным 16 декабря 2011 г.

Координацию таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации осуществляет Минэкономразвития России.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1166 вопросы по установлению и изменению ставок ввозных таможенных пошлин, находятся в ведении подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции (Подкомиссия).

Вопросы таможенно-тарифного регулирования, а также предложения по установлению и изменению ставок вывозных таможенных пошлин, рассматриваются в рамках Подкомиссии с учетом позиций заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в рамках их компетенции.

В случае заинтересованности в корректировке ставок таможенных пошлин необходимо направить обращение в Минэкономразвития России по установленной форме:

https://www.economy.gov.ru/material/directions/vneshneekonomicheskaya_deyatelnost/tamozhenno_tarifnoe_regulirovanie/

Посмотреть порядок корректировки ставок таможенных пошлин

Внесение изменений в Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза в части корректировки ставок ввозных таможенных пошлин составляет порядка 6 месяцев.
Данный срок обусловлен тем, что окончательное решение о корректировке ставок ввозных таможенных пошлин принимается Евразийской экономической комиссией с учетом позиций Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики.

Смбатян Владимир Эдуардович
Начальник отдела таможенно-тарифного, нетарифного регулирования, доступа на рынок Департаментa регулирования внешней торговли и развития системы торгпредств,
Телефон: +7(495)547-83-75 / +7(495)870-29-21, доб. 21886,
Эл. почта: smbatyanve@minprom.gov.ru.

Нетарифное регулирование

На территории Евразийского экономического союза в соответствии с разделом IX Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (Договор) и протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору), принятым на основании обязательств Российской Федерации во Всемирной торговой организации, могут вводится единые меры нетарифного регулирования и меры нетарифного регулирования, вводимые в одностороннем порядке одним из государств-членов ЕАЭС.

В соответствии со статьей 46 Договора торговле с третьими странами Евразийским экономическим союзом могут применятся следующие единые меры нетарифного регулирования:

1) запрет ввоза и (или) вывоза товаров;

2) количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;

3) исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;

4) автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;

5) разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.

В соответствии со статьей 47 Договора государства-члены Евразийского экономического союза, в том числе России, в торговле с третьими странами могут в одностороннем порядке вводить и применять меры нетарифного регулирования на срок не более 6 месяцев в порядке, предусмотренном приложением № 7 к Договору.

Предложение о введении или отмены меры нетарифного регулирования направляется в Минпромторг России для вынесения на заседание рабочей группы по нетарифным мерам регулирования во внешней торговле подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, которое должно содержать проект нормативного правового акта, предполагающего изменения, наименование товара и коды ТН ВЭД ЕАЭС, поясняющие материалы с обоснованием введения изменений и ссылки на право Евразийского экономического союза и Российской Федерации согласно которому вносится инициатива.

Посмотреть порядок введения мер нетарифного регулирования

Основания для введения мер нетарифного регулирования содержатся в протоколе о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. в разделе III и VII).

Единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами и Положения о порядке ввоза и (или) вывоза этих товаров, утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30.

Смбатян Владимир Эдуардович
Начальник отдела таможенно-тарифного, нетарифного регулирования, доступа на рынок Департаментa регулирования внешней торговли и развития системы торгпредств,
Телефон: +7(495)547-83-75 / +7(495)870-29-21, доб. 21886,
Эл. почта: smbatyanve@minprom.gov.ru.

Меры защиты рынка

    В рамках Евразийского экономического союза применяются единые меры регулирования внешней торговли, среди которых важную роль играют меры защиты внутреннего рынка ЕАЭС – допустимый с точки зрения норм Всемирной торговой организации и эффективный механизм защиты национальных производителей от недобросовестного импорта или резкого роста поставок какой-либо продукции на таможенную территорию ЕАЭС. Введение таких мер позволяет устранить негативные эффекты, оказываемые поставками товаров из третьих стран на производителей в ЕАЭС.

    К мерам защиты внутреннего рынка в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. относят антидемпинговые меры (то есть меры по противодействию демпинговому импорту), компенсационные меры (меры по противодействию субсидируемому импорту), и меры, применяемые в связи с резким ростом импорта какой-либо продукции, наступившим в результате непредвиденных обстоятельств (специальные защитные меры).

    Применение мер торговой защиты в ЕАЭС основывается на нормах Всемирной торговой организации и регулируется положениями Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также Протокола о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (приложение № 8 к Договору о ЕАЭС).

FAQ

В соответствии со статьей 48 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. для защиты экономических интересов производителей товаров в ЕАЭС могут вводиться меры защиты внутреннего рынка в отношении товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, в виде специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Международным договором ЕАЭС с третьей стороной об установлении режима свободной торговли в целях устранения негативного воздействия импорта из этой третьей стороны на производителей государств-членов может быть предусмотрено право применения мер защиты внутреннего рынка на двусторонней основе, отличных от специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, в том числе в отношении импорта сельскохозяйственных товаров.

Применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер осуществляется на условиях и в порядке согласно приложению № 8 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. «Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам».

Применению специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры при импорте товара предшествует расследование, проводимое в соответствии с приложением № 8 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. «Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам».
В соответствии со статьей 49 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. специальная защитная мера может быть применена к товару в случае, если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт этого товара на таможенную территорию ЕАЭС осуществляется в таких возросших количествах (в абсолютных или относительных показателях к общему объему производства в государствах-членах аналогичного или непосредственно конкурирующего товара) и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб отрасли экономики государств-членов или создает угрозу причинения такого ущерба.

Антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию ЕАЭС причиняет материальный ущерб отрасли экономики государств-членов, создает угрозу причинения такого ущерба или существенно замедляет создание отрасли экономики государств-членов.

Компенсационная мера может быть применена к импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия экспортирующей третьей страны, в случае если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию ЕАЭС причиняет материальный ущерб отрасли экономики государств-членов, создает угрозу причинения такого ущерба или существенно замедляет создание отрасли экономики государств-членов.
Органом, уполномоченным проводить специальных защитные, антидемпинговые и компенсационные расследования в рамках ЕАЭС, является Департамент защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии. Решение о применении меры защиты рынка принимает Коллегия Евразийской экономической комиссии.
В соответствии с приложением № 8 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. «Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам» специальное защитное, антидемпинговое или компенсационное расследование проводится органом, проводящим расследования, на основании заявления в письменной форме либо по собственной инициативе.

Соответствующее заявление может быть подано:
  • производителем аналогичного или непосредственно конкурирующего товара (при подаче заявления о применении специальной защитной меры) либо аналогичного товара (при подаче заявления о применении антидемпинговой или компенсационной меры) в государствах-членах ЕАЭС или его уполномоченным представителем;
  • объединением производителей, в число участников которого входят производители существенной части, но не менее 25 процентов от общего объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара (при подаче заявления о применении специальной защитной меры) либо аналогичного товара (при подаче заявления о применении антидемпинговой или компенсационной меры) в государствах-членах, или уполномоченным представителем такого объединения.


К указанному заявлению должны прилагаться доказательства поддержки заявления производителями аналогичного или непосредственно конкурирующего либо аналогичного товара в государствах-членах ЕАЭС. Достаточными доказательствами поддержки заявления признаются:
  • документы о присоединении к заявлению других производителей аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в государствах-членах ЕАЭС, производящих вместе с заявителем существенную часть, но не менее 25 процентов от общего объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в государствах-членах ЕАЭС (при подаче заявления о применении специальной защитной меры);
  • документы, подтверждающие, что доля производства аналогичного товара производителями в государствах-членах ЕАЭС (в том числе заявителем), высказавшимися в поддержку заявления, составляет не менее 25 процентов от общего объема производства аналогичного товара в государствах-членах при условии, что объем производства аналогичного товара производителями в государствах-членах ЕАЭС (в том числе заявителем), высказавшимися в поддержку заявления, составляет более 50 процентов от объема производства аналогичного товара производителями в государствах-членах ЕАЭС, высказавшими свое мнение (поддержку или несогласие) относительно заявления (при подаче заявления о применении антидемпинговой или компенсационной меры).


Заявление о проведении защитного расследования должно содержать:
  • сведения о заявителе, об объеме производства в количественном и стоимостном выражении аналогичного или непосредственно конкурирующего товара (при подаче заявления о применении специальной защитной меры), аналогичного товара (при подаче заявления о применении антидемпинговой или компенсационной меры) отраслью экономики государств-членов ЕАЭС в течение 3 лет, непосредственно предшествующих дате подачи заявления, а также об объеме производства в количественном и стоимостном выражении аналогичного или непосредственно конкурирующего товара (при подаче заявления о применении специальной защитной меры) либо аналогичного товара (при подаче заявления о применении антидемпинговой или компенсационной меры) производителями в государствах-членах ЕАЭС, поддержавшими заявление, и об их доле в общем объеме производства в государствах-членах ЕАЭС аналогичного или непосредственно конкурирующего товара (при подаче заявления о применении специальной защитной меры) либо аналогичного товара (при подаче заявления о применении антидемпинговой или компенсационной меры);
  • описание импортируемого на таможенную территорию ЕАЭС товара, в отношении которого предлагается ввести специальную защитную, антидемпинговую или компенсационную меру с указанием кода ТН ВЭД ЕАЭС (далее – Товар);
  • наименование экспортирующих третьих стран происхождения либо отправления Товара на основе данных таможенной статистики;
  • сведения об известных производителях и (или) экспортерах Товара в экспортирующей третьей стране и об известных импортерах и основных известных потребителях данного товара в государствах-членах ЕАЭС;
  • сведения об изменении объема импорта на таможенную территорию ЕАЭС Товара, в отношении которого предлагается ввести специальную защитную, антидемпинговую или компенсационную меру, за предшествующий период, а также за последующий период, за который на дату подачи заявления доступны репрезентативные статистические данные;
  • сведения об изменении объема экспорта аналогичного или непосредственно конкурирующего товара (при подаче заявления о применении специальной защитной меры) либо аналогичного товара (при подаче заявления о применении антидемпинговой или компенсационной меры) с таможенной территории ЕАЭС за предшествующий период, а также за последующий период, за который на дату подачи заявления доступны репрезентативные статистические данные.


Наряду с вышеуказанными сведениями, в зависимости от предлагаемой в заявлении меры заявителем указываются:
  • доказательства наличия возросшего импорта товара, доказательства наличия серьезного ущерба отрасли экономики государств-членов ЕАЭС или угрозы его причинения вследствие возросшего импорта товара, предложение о введении специальной защитной меры с указанием размера и срока действия такой меры и план мероприятий по адаптации отрасли экономики государств-членов к работе в условиях иностранной конкуренции в течение срока действия предлагаемой заявителем специальной защитной меры (при подаче заявления о применении специальной защитной меры);
  • сведения об экспортной цене и нормальной стоимости товара, доказательства наличия материального ущерба отрасли экономики государств-членов ЕАЭС, или угрозы его причинения, или существенного замедления создания отрасли экономики государств-членов ЕАЭС вследствие демпингового импорта товара, а также предложение о введении антидемпинговой меры с указанием ее размера и срока действия (при подаче заявления о применении антидемпинговой меры);
  • сведения о наличии и характере специфической субсидии экспортирующей третьей страны и, если возможно, о ее размере, доказательства наличия материального ущерба отрасли экономики государств-членов ЕАЭС, или угрозы его причинения, или существенного замедления создания отрасли экономики государств-членов ЕАЭС вследствие субсидируемого импорта товара, а также предложение о введении компенсационной меры с указанием ее размера и срока действия (при подаче заявления о применении компенсационной меры).


С соответствующими методическим рекомендациями можно ознакомиться на официальном сайте Евразийской экономической комиссии.

Уполномоченный орган рассматривает заявление в течение 30 календарных дней с даты его регистрации. В случае необходимости получения дополнительных сведений от заявителя такой срок может быть продлен, но во всех случаях он не может превышать 60 календарных дней.
Сроки действия защитных мер составляют:
  • для антидемпинговой меры – не более 5 лет, с возможностью продления;
  • для компенсационной меры – не более 5 лет, с возможностью продления;
  • для специальной защитной меры – не более 4 лет, с возможностью продления (при этом общий период действия меры не должен превышать 8 лет).
В соответствии с пунктом 5.8.11 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 438 Минпромторг России осуществляет подготовку и представление в установленном порядке предложений о целесообразности введения, применения, пересмотра или отмены специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер в отношении импорта товаров и компенсирующих мер, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
Материальный ущерб отрасли – это подтвержденное доказательствами ухудшение положения отрасли экономики государств-членов ЕАЭС, которое выражается, в частности, в сокращении объема производства аналогичного товара в государствах-членах ЕАЭС и объема его реализации на рынке государств-членов ЕАЭС, снижении рентабельности производства такого товара, а также в негативном воздействии на товарные запасы, занятость, уровень заработной платы в данной отрасли экономики государств-членов ЕАЭС и уровень инвестиций в данную отрасль экономики государств-членов ЕАЭС.

Угроза причинения материального ущерба отрасли – это подтвержденная доказательствами неизбежность причинения серьезного ущерба отрасли экономики государств-членов ЕАЭС.

Серьезный ущерб отрасли – это подтвержденное доказательствами общее ухудшение ситуации, связанной с производством аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в государствах-членах ЕАЭС, которое выражается в существенном ухудшении производственного, торгового и финансового положения отрасли экономики государств-членов и ЕАЭС определяется, как правило, за предшествующий период.
Срок проведения расследования не должен превышать:
  • 9 месяцев с даты начала расследования на основании заявления о применении специальной защитной меры. Этот срок может быть продлен органом, проводящим расследования, но не более чем на 3 месяца;
  • 12 месяцев с даты начала расследования на основании заявления о применении антидемпинговой или компенсационной меры. Этот срок может быть продлен органом, проводящим расследования, но не более чем на 6 месяцев.
Общедоступная информация о ходе защитного расследования публикуется на официальном сайте Евразийской экономической комиссии.
Заинтересованными лицами при проведении расследования являются:
  • производитель аналогичного или непосредственно конкурирующего товара (при проведении специального защитного расследования) либо аналогичного товара (при проведении антидемпингового или компенсационного расследования) в государствах-членах ЕАЭС;
  • объединение производителей, большинство участников которого являются производителями аналогичного или непосредственно конкурирующего товара (при проведении специального защитного расследования) либо аналогичного товара (при проведении антидемпингового или компенсационного расследования) в государствах-членах ЕАЭС;
  • объединение производителей, участники которого осуществляют производство более 25 процентов от общего объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара (при проведении специального защитного расследования) либо аналогичного товара (при проведении антидемпингового или компенсационного расследования) в государствах-членах ЕАЭС;
  • экспортер, иностранный производитель или импортер товара, являющегося объектом расследования, и объединение иностранных производителей, экспортеров или импортеров товаров, существенная часть участников которого являются производителями, экспортерами или импортерами данного товара из экспортирующей третьей страны или страны происхождения товара;
  • уполномоченный орган экспортирующей третьей страны либо страны происхождения товара;
  • потребители товара, являющегося объектом расследования (если они используют такой товар при производстве продукции), и объединения таких потребителей в государствах-членах ЕАЭС;
  • общественные объединения потребителей (если товар является предметом потребления преимущественно физическими лицами).


Заинтересованные лица могут действовать в ходе расследования самостоятельно или через своих представителей, у которых имеются должным образом оформленные полномочия.

Заинтересованные лица вправе заявить в письменной форме и в установленный приложением № 8 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. «Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам» срок о своем намерении участвовать в расследовании. Они признаются участниками расследования с даты регистрации органом, проводящим расследования, заявления о намерении участвовать в расследовании. Заявитель и производители в государствах-членах ЕАЭС, высказавшиеся в поддержку заявления, признаются участниками расследования с даты его начала.

В рамках расследования всем зарегистрированным участникам предоставляются следующие возможности по защите своих интересов:
  • право представлять документы и сведения, относящиеся к расследованию;
  • право на ознакомление с неконфиденциальными материалами расследования;
  • право участвовать в консультациях с органом, проводящим расследование, и другими участниками расследования;
  • право до завершения расследования ознакомиться с неконфиденциальной версией окончательного заключения органа, проводящего расследование (для антидемпинговых и компенсационных расследований).
Показать все

Реестр базовых НПА

Показать все документы

Компенсирующие расследования

 

Минпромторг России является уполномоченным органом по проведению компенсирующих расследований, направленных на защиту российских производителей промышленной продукции от ввозимых в Российскую Федерацию из другого государства-члена ЕАЭС субсидируемых товаров.

    Проведение таких расследований предусмотрено Протоколом о единых правилах предоставления промышленных субсидий, (приложение № 28 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.).

    Компенсирующее расследование – это расследование, которое проводится в целях анализа соответствия субсидий, предоставляемых на территории какого-либо государства-члена ЕАЭС, положениям Протокола о единых правилах предоставления промышленных субсидий, а также установления наличия ущерба отрасли экономики Российской Федерации вследствие ввоза субсидируемого товара с территории государства-члена ЕАЭС, предоставившего специфическую субсидию, либо вытеснения аналогичного товара с рынка субсидирующего государства-члена ЕАЭС.

    Обращение о проведении компенсирующего расследования может быть подано в Минпромторг России:
  • российским производителем товара;

 

  • объединением таких производителей.

Обращение должно содержать ряд обязательных сведений и подается в Минпромторг России в бумажной форме. В случае, если в обращении содержатся конфиденциальные сведения, предоставляется также неконфиденциальная версия обращения.


Более подробные сведения о порядке подачи обращения и процедуре проведения компенсирующего расследования можно найти в разделе «Часто задаваемые вопросы».

Если по результатам расследования доказано нарушение Договора о ЕАЭС и (или) причинение ущерба отрасли российской экономики, Российская Федерация вправе передать государству-члену ЕАЭС, на территории которого предоставляется такая специфическая субсидия, заявление о введении компенсирующей меры, которое будет считаться исполненным после того, как вся сумма субсидии с процентами будет изъята у получателя и возвращена в бюджет субсидирующего государства-члена ЕАЭС.

Контакты по вопросам мер защиты рынка

Адрес
125039, г. Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2 (Башня 2) — экспедиция
Ромазина Александра Андреевна Начальник отдела мер защиты рынка
Гончаров Роман Андреевич Заместитель начальника отдела мер защиты рынка
Пляшкевич Кирилл Леонидович Советник отдела мер защиты рынка
+7 (495) 870-29-21 доб. 28635
Гуляшова Вероника Сергеевна Консультант отдела мер защиты рынка
+7 (495) 870-29-21 доб. 28630
Володин Святослав Игоревич Главный специалист-эксперт отдела мер защиты рынка
+7 (495) 870-29-21 доб. 28597
125039, г. Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2
Сообщить об ошибке
Нашли ошибку на сайте?
Выделите ее и нажмите
Ctrl+Enter